Модель психологической службы
Деятельность психологической службы ДОУ выстроена в соответствии с:
- концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министерством просвещения России от 20.05.2022;
- методическими рекомендациями по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утвержденными распоряжением Министерством просвещения России от 28.12.2020 № Р-193;
- организационно-функциональной моделью психологической службы в системе образования Красноярского края и планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года;
- организационно-функциональной моделью психологической службы в системе образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденной приказом Управления образования от 10.05.2023 № 411 (https://kurl.ru/LVpuz)
Цель психологической службы ДОУ: обеспечение профессионального психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Основные задачи
- оказание адресной психолого-педагогической, методической и консультативной помощи всем участникам образовательных отношений. Создание специальных условий для получения образования обучающимися в соответствии с заключением ТПМПК;
- прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования, организация работы по профилактике социально нежелательных явлений в детской и подростковой среде, профилактическая работа с обучающимися различных групп риска;
- предупреждение и компенсация трудностей в обучении и развитии у обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение освоения обучающимися основных образовательных программ, в том числе адаптированных;
- консультирование и поддержка родителей, педагогов, профилактика эмоционального выгорания;
- методическое обеспечение психолого-педагогической деятельности в ОО, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений.
Целевые группы
К целевым группам, в отношении которых обеспечивается адресная психологическая помощь, относятся:
- дети, испытывающие трудности в обучении с целью формирования учебной мотивации, формирования навыков саморегуляции, развития коммуникации со сверстниками и взаимодействия с педагогами, социальной адаптации;
- дети, с высоким риском уязвимости, испытывающие трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с целью успешной адаптации и проживания в сложившихся условиях, профилактики агрессии, сенсорной депривации и коррекции возможных трудностей в освоении основных образовательных программ;
- обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды с целью удовлетворения особых образовательных потребностей, развития социальных навыков;
- дети с отклоняющимся поведением с целью коррекции социально-психологической дезадаптации, регуляторных функций, формирования социальной адаптации;
- одаренные дети с целью реализации многообразных проявлений траекторий развития, поддержки мотивационных потребностей и высоких достижений, оказания психологической помощи в преодолении возможных проблем, связанных с особенностями развития;
- Дети из семей ветеранов (участников) специальной военной операции;
- родители (законные представители) обучающихся с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития.
Состав психологической службы ДОУ
В состав психологической службы ДОУ включены:
Старший воспитатель – Плотникова Т.Н.
Педагог – психолог – Токарева Е.В.
Учителя – логопеды – Седова Г.А., Чуканова Н.Н.
Инструктор по физ.воспитанию – Иорданиди М.Р.
Музыкальный руководитель – Асылгужина А.И.
Функции психологической службы
- Профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).
- Диагностика - изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование
- Просвещение, повышение компетентности – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).
- Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).
- Развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),
- Адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.