Познавательное развитие

Цель:

формировать положительное отношение к школе, формировать у детей позиции «будущего школьника», способствовать положительному настрою для успешного обучения в школе.

Задачи:

— совершенствовать у детей интерес к школьным предметам;

— продолжать формировать исследовательские навыки: собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы;

— развивать интерес к исследованию и экспериментированию;

— подвести детей к выводу о необходимости беречь свое здоровье.

— развивать умение «оживлять» отрывок из сказок;

— развивать связную и диалогическую речь;

— закреплять знания сказки «Цветик – семицветик».

— воспитывать интерес к художественной литературе;

— воспитывать навыки культурного общения со сверстниками и взрослыми, дружеские отношения, желание прийти на помощь;

— воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

— воспитывать у детей желание совершенствовать добрые поступки.

Оборудование:

Демонстрационный материал: учебники «Химия», «Физика», «Литература», «Биология». У каждого ребенка: блюдце с небольшим количеством крупы (горох, фасоль), лист бумаги, карандаш, ножницы, стакан с водой; атрибуты для «оживления» отрывка из сказки, цветок – цветик – семицветик.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, ОБЖ.

Методы:

игровой прием, словесный (беседа, вопросы, поощрение, объяснение); наглядно – демонстрационный, экспериментально – исследовательская деятельность.

Ход занятия:

  1. Вступление. Гости сидят на стульях, ждут детей, входят дети, берут гостей за руки, ведут в круг и выполняют действия по стихотворению.

— Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!»  Друг другу!

Нам здороваться не лень.

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

«Доброе утро, гости!» (дети провожают гостей до стульев, возвращаются в круг).

Мотивация: почему я хочу идти в школу.

Воспитатель: — скажите, вы из какой группы? (ответы детей);

— вы самые взрослые среди детей и скоро пойдете в школу.

Дидактическая игра « Я хочу идти в школу, потому что…(передают мяч).

Речевая игра «Догадайся и ответь».

Воспитатель: Скоро в школу вам шагать, что там будем изучать (рассматривание школьных учебников на выставке).

Воспитатель: ребята, так хочется попасть на урок биологии, а как это сделать – не знаю (варианты ответов детей: попасть в будущее, пойти пешком, придумать машину времени, полететь на ковре – самолете).

Под звуки волшебной музыки оказываемся в будущем.

Воспитатель: сейчас я вас приглашаю на урок биологии.

Тема: зачем человеку руки?

Цель: познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования: зачем нужны руки:

  1. Книга – перевернуть без рук (пробуют различные варианты), а теперь переверните руками!
  2. Перебрать крупу, лежащую на блюдцах, без участия рук (пробуют различные варианты), а теперь руками!
  3. Игры с руками: столик, стульчик, крокодил, петушок, курочка.

Воспитатель: чем похожи и чем различаются две руки?! (положить на стол руки – посмотреть, ответы детей).

  1. Формирования понятия «ведущая рука»: на листах бумаги дети рисуют солнышко левой и правой рукой; вырезают ножницами левой и правой рукой). Далее дети делают вывод.

Воспитатель: скоро лето, как вы будете беречь своё здоровье?

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делаем – покажем».

Звенит звонок на перемену.

Игра «Угадай цвет».

Воспитатель: Звенит звонок, приглашаю на урок литературы.

— есть в ладонях доброта? Да!

— значит будем заниматься? Да!

— можно в сказку отправляться? Да!

Далее беседа «Что такое доброта? Добрые поступки?»

Показ цветика – семицветика с одним лепестком.

Воспитатель: почему у него остался один лепесток? (ответы детей).

Воспитатель: куда и зачем истратила Женя лепестки? Была ли она этому рада?

«Оживление» отрывка (как Женя совершила добрый поступок: помогла Вите стать здоровым).

Дети выбирают атрибуты, идет показ отрывка.

«Возвращение» в настоящее.

Воспитатель: Можно ли словами дарить добро? (ответы детей, добрые пожелания, комплименты гостям детьми).

Рефлексия: — что понравилось?

— что больше всего запомнилось?

— что вызвало у вас затруднение.

Чтение стихотворения.

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нем,

Там научимся писать,

Складывать и умножать,

В школе многое узнаем,
 

О своём Таймырском крае,

О горах и океанах,

О материках и странах,

И куда впадают реки,

И какие есть моря,
 

И как вертится земля.

В школе мастерская есть,

Интересных дел не счесть,

И звонок веселый!

Вот, что значит школа!

Тема: «В осеннем лесу».

Группа: старшая.

Цель: — Учить детей называть, приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;

— учить сравнивать существенные признаки явлений.

— Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных.

— Учить считать в пределах 10, сравнивать предметы, считать звуки в соответствии с данной цифрой.

— Закрепить знания детей о местоположении предметов слева и справа от объекта. Закрепить умения пользоваться приёмом поштучного сопоставления множеств для выяснения отношений больше, меньше, равно. Закрепить знания о цифрах.

— Развивать речь детей, память, мышление, воображение.

— Вызывать положительные эмоции детей.

— Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Наглядности: Картины с изображением осени, диких животных и птиц, счётный материал, цифры, атрибуты к инсценировке.

Ход занятия:

Воспитатель:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад

На дорожках ворохи

Пёстрые лежат

— Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Воспитатель: Да, осенью. Закружил осенний лист и упал под ноги Кто же золотом решил вымостить дороги?

Дети: Осень!

Воспитатель: Да, правильно. Осень!

— Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, искать следы осени, куда мы отправимся, вы должны отгадать. Если отгадаете эту загадку, то окажетесь в необычном месте. Итак, готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: На горе шумит, а под горой молчит. Что это?

Дети: Лес.

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.

Внимательно посмотрите вокруг на осенний лес. Сколько здесь деревьев и

растений.

— Какие деревья растут в лесу?

— Какие листья на деревьях?

— Почему некоторые листья лежат на земле?

— Что происходит с листьями осенью?

— Как называется это явление?

— Какое небо бывает осенью? (оно серое, покрыто тучами)

— А какое солнце бывает осенью? (греет слабо, светит неярко, часто прячется за тучи.)

— А что происходит с травой? (трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)

— Давайте присядем на траву. И отдохнем (дети садятся вкруг на палас). Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

— А какой сейчас месяц (октябрь).

— А как ещё называют октябрь? (золотая осень).

— Почему октябрь называют «золотая осень»? (потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото).

Воспитатель: А знаете ли вы стихи об осени? (Дети читают стихи об осени).

Воспитатель: Замечательные стихи! В лесу растут деревья, травы, кустарники, грибы. А кто живёт в лесу?

Дети: В лесу живут дикие животные и птицы

Воспитатель: Правильно. Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны. Эти птицы называются перелетные. Но не все птицы улетают в теплые страны, некоторые птицы остаются зимовать у нас — это зимующие птицы.

Дикие животные готовятся к зиме, они меняют свои летние шуб^си на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем диким животным заготовить на зиму запасы. Но прежде мы немного отдохнем (физ. минутка):

Солнечным погожим днем

мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Ходьба на месте)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(Наклонывперед)

Снова мы идем по лесу.

(Ходьба на месте )

А вокруг — так интересно!

(Обтягивания — руки в стороны)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на лужок.

Задание 1:

Ежу нужно собрать яблоки, но он не может считать. Помогите ему.

— Ёж собрал яблоки с земли. Сколько он собрал яблок с земли? (3). А сколько яблок осталось на земле? Где больше яблок на земле или у ежа? На сколько больше? (меньше). А тАерь ёж собрал все яблоки? Сколько их? (5).

Задание 2:

Белке нужно собрать грибы. Сколько грибов находится справа от белки? (1). Сколько — слева? (3). Где больше: справа или слева? На сколько больше? (меньше). Что нужно сделать, чтобы грибов стало поровну? (добавить еще 2 гриба справа). Сколько теперь грибов? ( их по 3). Соберем грибы в корзинку для белки и сосчитаем их,(их 6).

Задание 3:

Посмотрите, какое необычное животное идет к нам на встречу. Кто это? (это лисенок). Почему он необычный?

Дети: Он необычный потому, что состоит из геометрических фигур.

Воспитатель: Посмотрите на этого лисенка и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. Назовите цвет геометрических фигур. (Ответы детей).

(Далее воспитатель показывает лягушонка, состоящего из геометрических фигур).

(Дети называют геометрические фигуры и их цвет).

Игра:

— Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я показываю вам цифру, а вы должны хлопнуть в ладоши в соответствии с этой цифрой. (Воспитатель показывает цифры 0,3,2,1).Дети выполняют хлопки.

Задание 4:

— Ребята, что лежит на земле? (листья). Давайте, соберем листья и посчитаем их. (Воспитатель разбрасывает листочки на пол, дети их собирают, считают.) (их 10).

Воспитатель: Вот вы и собрали осенние листья. Давайте с листочками станцуем вальс. (Диск «Веселые мелодии» №30)

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться домой.

— Вам понравилось наше путешествие?

— Где мы сегодня побывали?

— Кого мы встретили в лесу?

— Кому помогли?

— Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, станцевали замечательно вальс и довольные вернулись в группу. Спасибо всем!

Задачи:

1. Закрепить знания о строении тела человека.

2.  Развить двигательную память ребенка, научить запоминать- движения с одного показа.

3.  Воспитать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушки бибабо — мышонок и карандаш; фломастер, 2 листа бумаги; мячик. Запись песни «Точка, точка, запятая … » Г. Гладкова из одноименного кинофильма.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня заглянул очень любопытный мышонок. Он принес нам мячик и хочет с нами поиграть (доказывает мышонка). 

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети встают в круг и поочередно пропевают фразу, называя имя ребенка, которому передают мячик: «Здравствуй, Сережа!» и т.д. Наш мышонок запомнил все ваши имена. А теперь он хочет вам рассказать историю, которая однажды с ним произошла. Итак, слушайте! Встретились однажды мышонок и карандаш (показывает карандаш). Мышонок очень любил все грызть, и захотелось ему обгрызть острый нос карандаша. Но карандаш сказал: «Мышонок, не надо об меня точить твои зубки. Ведь тогда я сломаюсь и не смогу рисовать. А я так хорошо рисую: и море, и солнце, и даже людей».

«Подумаешь! — воскликнул мышонок. — Я тоже могу нарисовать человека. (Берет Карандаш и рисует.) Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек!» (Показывает рисунок, на котором некрасиво нарисован человек.)

Карандаш очень удивился такому рисунку: «Хочешь, Я научу тебя рисовать человека красиво?». Мышонок конечно же согласился. Тогда карандаш сказал, что первым делом надо узнать, из чего состоит тело человека, и взялся рисовать маленькую девочку — Олю.

Воспитатель: Сначала карандаш нарисовал на бумаге лицо девочки, а на нем большие глаза.

Оля смотрит на кота, на картинки-сказки.

А для этого нужны нашей Оле… (глазки) 

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

(авторская разработка в соответствии с методикой йогов)

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает. 

Воспитатель: Затем карандаш нарисовал на лице нос.

Для чего нам нужен нос?

Это ведь большой вопрос.

Чтобы нюхать все на свете

Знают взрослые и дети.

Дыхательные упражнения в парах

1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу.

2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и сделать медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнуть через левую ноздрю. Соотношение времени вдоха к времени выдоха 1:2. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполнить аналогичные вдохи и выдохи. Упражнение можно повторить до 15 раз (в зависимости от самочувствия детей).

3. «Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш- ш…».

4. Встать спинками, касаясь затылком затылка партнера, одну руку положить на грудь, другую — на живот. На продолжительном выдохе произносить звуки [ж], [з], [м], [н], [в].

5. «Пение лягушки».Повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква».

6. «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и за­медлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.

Воспитатель: Теперь мы нарисуем рот, веселый, улыбающийся.

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки.

А для этого нужны нашей Оле … (зубки).

Гимнастика для речевого аппарата

1.   Тренировка нижней челюсти. И.П. — голова прямо, подбородок в обычном положении, губы сомкнуты. 1 — челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик его у нижних резцов, губы округлой формы, зубы не обнажены. 2 — фиксируется открытое положение рта. 3 — рот закрыт. Повторить 6 раз.

2.  Тренировка губных мыши («Пятачок»). И.П. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. 1 — губы собрать в «пятачок». 2 — не разжимая «пятачка», выполнять круговые движения губ вправо-вниз-влево- вверх. Повторить 3-4 раза.

3. «Почесывание». 1 — нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее. 2 — верхние зубы касаются нижней губы и легко почесывают ее. Повторить 3-4 раза.

4. Тренировка мышц языка. И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. 1 — кончик языка поднимается к верхним передним зубам. 2 — язык опускается в И.п. 3 — кончик языка поднимается к альвеолам. 4 язык в и.П. 5 — кончик языка за альвеолами. 6 — язык в и.п. Повторить 3-4 раза. 

Оля слушает в лесу пение кукушки.

А для этого нужны нашей Оле … (ушки).

Воспитатель: Стал карандаш Оле ушки рисовать, а мышонок решил с нами поиграть. Сначала он почистил свои ушки.

Дети указательными пальцами массируют ушные раковины.

— Это он сделал для того, чтобы уши слышали все-все, даже самые тихие звуки. Вот теперь мы узнаем, чьи ушки лучше слышат. 

Игра «Кукушка»

Дети под спокойную музыку гуляют по залу, на тихий сигнал «ку-ку» они должны замереть, хотя музыка продолжает звучать.

Карандаш раскрасил девочке две смешные косички и стал рисовать шею. А мы пока вместе с мышонком сделаем упражнения для шеи. 

Гимнастика для укрепления мышц шеи «Сидит белка»

Сидит белка на тележке, (Наклоны головы вправо-влево.)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (Наклоны головы вперед-назад.)

Воробью, синичке,

Мишке косолапому, (Круговое вращение головы вправо и влево.)

Заиньке усатому.

Оля ягодки берет по две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле … (ручки).

Воспитатель: Значит, будем рисовать нашей девочке ручки.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд:

Десять крупненьких ребят.

Это два — всему указки.

Все покажут без подсказки.

Пальцы — два середнячка,

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти — безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца — коротышки,

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них,

Два больших и удалых.

Оля весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны нашей Оле… (ножки).

Воспитатель: Принялся карандаш за дело: рисует девочке туловище и ножки. А мышонок смотрит, удивляется — до чего ж красивый рисунок получается!

Комплекс общеразвивающих упражнений

Раз-два-три-четыре-пять! (И. п. — стоя, руки на поясе.)

Будем ножки укреплять. (Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню.)

На носочки поднялись,

Опустились сразу виз.

Выпад сделали веред, (Делают выпад правой ногой вперед, кладут руки на колено и делают несколько пружинящих движений.)

Подпружинили и вот

Мы назад вернулись,

Другу улыбнулись. (Возвращаются в и.п.)

Будем прыгать — прыг да скок! (Выполняют прыжки в чередовании с ходьбой по схемам)

Опускайтесь на носок. 

Карандаш показывает нарисованный им портрет девочки. 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую девочку Оленьку нарисовал карандаш. Теперь, Мышонок, и ты попробуй нарисовать такую же. Расскажи-ка нам, что ты будешь сначала рисовать. 

Мышонок показывает на рисунке разные части тела девочки, а дети их называют. 

Ритмический танец «Точка, точка, запятая…».

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie