Познавательное развитие
Цель:
формировать положительное отношение к школе, формировать у детей позиции «будущего школьника», способствовать положительному настрою для успешного обучения в школе.
Задачи:
— совершенствовать у детей интерес к школьным предметам;
— продолжать формировать исследовательские навыки: собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы;
— развивать интерес к исследованию и экспериментированию;
— подвести детей к выводу о необходимости беречь свое здоровье.
— развивать умение «оживлять» отрывок из сказок;
— развивать связную и диалогическую речь;
— закреплять знания сказки «Цветик – семицветик».
— воспитывать интерес к художественной литературе;
— воспитывать навыки культурного общения со сверстниками и взрослыми, дружеские отношения, желание прийти на помощь;
— воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
— воспитывать у детей желание совершенствовать добрые поступки.
Оборудование:
Демонстрационный материал: учебники «Химия», «Физика», «Литература», «Биология». У каждого ребенка: блюдце с небольшим количеством крупы (горох, фасоль), лист бумаги, карандаш, ножницы, стакан с водой; атрибуты для «оживления» отрывка из сказки, цветок – цветик – семицветик.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, ОБЖ.
Методы:
игровой прием, словесный (беседа, вопросы, поощрение, объяснение); наглядно – демонстрационный, экспериментально – исследовательская деятельность.
Ход занятия:
- Вступление. Гости сидят на стульях, ждут детей, входят дети, берут гостей за руки, ведут в круг и выполняют действия по стихотворению.
— Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» Друг другу!
Нам здороваться не лень.
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
«Доброе утро, гости!» (дети провожают гостей до стульев, возвращаются в круг).
Мотивация: почему я хочу идти в школу.
Воспитатель: — скажите, вы из какой группы? (ответы детей);
— вы самые взрослые среди детей и скоро пойдете в школу.
Дидактическая игра « Я хочу идти в школу, потому что…(передают мяч).
Речевая игра «Догадайся и ответь».
Воспитатель: Скоро в школу вам шагать, что там будем изучать (рассматривание школьных учебников на выставке).
Воспитатель: ребята, так хочется попасть на урок биологии, а как это сделать – не знаю (варианты ответов детей: попасть в будущее, пойти пешком, придумать машину времени, полететь на ковре – самолете).
Под звуки волшебной музыки оказываемся в будущем.
Воспитатель: сейчас я вас приглашаю на урок биологии.
Тема: зачем человеку руки?
Цель: познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования: зачем нужны руки:
- Книга – перевернуть без рук (пробуют различные варианты), а теперь переверните руками!
- Перебрать крупу, лежащую на блюдцах, без участия рук (пробуют различные варианты), а теперь руками!
- Игры с руками: столик, стульчик, крокодил, петушок, курочка.
Воспитатель: чем похожи и чем различаются две руки?! (положить на стол руки – посмотреть, ответы детей).
- Формирования понятия «ведущая рука»: на листах бумаги дети рисуют солнышко левой и правой рукой; вырезают ножницами левой и правой рукой). Далее дети делают вывод.
Воспитатель: скоро лето, как вы будете беречь своё здоровье?
Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делаем – покажем».
Звенит звонок на перемену.
Игра «Угадай цвет».
Воспитатель: Звенит звонок, приглашаю на урок литературы.
— есть в ладонях доброта? Да!
— значит будем заниматься? Да!
— можно в сказку отправляться? Да!
Далее беседа «Что такое доброта? Добрые поступки?»
Показ цветика – семицветика с одним лепестком.
Воспитатель: почему у него остался один лепесток? (ответы детей).
Воспитатель: куда и зачем истратила Женя лепестки? Была ли она этому рада?
«Оживление» отрывка (как Женя совершила добрый поступок: помогла Вите стать здоровым).
Дети выбирают атрибуты, идет показ отрывка.
«Возвращение» в настоящее.
Воспитатель: Можно ли словами дарить добро? (ответы детей, добрые пожелания, комплименты гостям детьми).
Рефлексия: — что понравилось?
— что больше всего запомнилось?
— что вызвало у вас затруднение.
Чтение стихотворения.
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нем,
Там научимся писать,
Складывать и умножать,
В школе многое узнаем,
О своём Таймырском крае,
О горах и океанах,
О материках и странах,
И куда впадают реки,
И какие есть моря,
И как вертится земля.
В школе мастерская есть,
Интересных дел не счесть,
И звонок веселый!
Вот, что значит школа!
Тема: «В осеннем лесу».
Группа: старшая.
Цель: — Учить детей называть, приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;
— учить сравнивать существенные признаки явлений.
— Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных.
— Учить считать в пределах 10, сравнивать предметы, считать звуки в соответствии с данной цифрой.
— Закрепить знания детей о местоположении предметов слева и справа от объекта. Закрепить умения пользоваться приёмом поштучного сопоставления множеств для выяснения отношений больше, меньше, равно. Закрепить знания о цифрах.
— Развивать речь детей, память, мышление, воображение.
— Вызывать положительные эмоции детей.
— Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
Наглядности: Картины с изображением осени, диких животных и птиц, счётный материал, цифры, атрибуты к инсценировке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат
— Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Да, осенью. Закружил осенний лист и упал под ноги Кто же золотом решил вымостить дороги?
Дети: Осень!
Воспитатель: Да, правильно. Осень!
— Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, искать следы осени, куда мы отправимся, вы должны отгадать. Если отгадаете эту загадку, то окажетесь в необычном месте. Итак, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: На горе шумит, а под горой молчит. Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.
Внимательно посмотрите вокруг на осенний лес. Сколько здесь деревьев и
растений.
— Какие деревья растут в лесу?
— Какие листья на деревьях?
— Почему некоторые листья лежат на земле?
— Что происходит с листьями осенью?
— Как называется это явление?
— Какое небо бывает осенью? (оно серое, покрыто тучами)
— А какое солнце бывает осенью? (греет слабо, светит неярко, часто прячется за тучи.)
— А что происходит с травой? (трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)
— Давайте присядем на траву. И отдохнем (дети садятся вкруг на палас). Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
— А какой сейчас месяц (октябрь).
— А как ещё называют октябрь? (золотая осень).
— Почему октябрь называют «золотая осень»? (потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото).
Воспитатель: А знаете ли вы стихи об осени? (Дети читают стихи об осени).
Воспитатель: Замечательные стихи! В лесу растут деревья, травы, кустарники, грибы. А кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные и птицы
Воспитатель: Правильно. Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны. Эти птицы называются перелетные. Но не все птицы улетают в теплые страны, некоторые птицы остаются зимовать у нас — это зимующие птицы.
Дикие животные готовятся к зиме, они меняют свои летние шуб^си на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.
Воспитатель : Ребята, давайте поможем диким животным заготовить на зиму запасы. Но прежде мы немного отдохнем (физ. минутка):
Солнечным погожим днем
мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклонывперед)
Снова мы идем по лесу.
(Ходьба на месте )
А вокруг — так интересно!
(Обтягивания — руки в стороны)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на лужок.
Задание 1:
Ежу нужно собрать яблоки, но он не может считать. Помогите ему.
— Ёж собрал яблоки с земли. Сколько он собрал яблок с земли? (3). А сколько яблок осталось на земле? Где больше яблок на земле или у ежа? На сколько больше? (меньше). А тАерь ёж собрал все яблоки? Сколько их? (5).
Задание 2:
Белке нужно собрать грибы. Сколько грибов находится справа от белки? (1). Сколько — слева? (3). Где больше: справа или слева? На сколько больше? (меньше). Что нужно сделать, чтобы грибов стало поровну? (добавить еще 2 гриба справа). Сколько теперь грибов? ( их по 3). Соберем грибы в корзинку для белки и сосчитаем их,(их 6).
Задание 3:
Посмотрите, какое необычное животное идет к нам на встречу. Кто это? (это лисенок). Почему он необычный?
Дети: Он необычный потому, что состоит из геометрических фигур.
Воспитатель: Посмотрите на этого лисенка и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. Назовите цвет геометрических фигур. (Ответы детей).
(Далее воспитатель показывает лягушонка, состоящего из геометрических фигур).
(Дети называют геометрические фигуры и их цвет).
Игра:
— Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я показываю вам цифру, а вы должны хлопнуть в ладоши в соответствии с этой цифрой. (Воспитатель показывает цифры 0,3,2,1).Дети выполняют хлопки.
Задание 4:
— Ребята, что лежит на земле? (листья). Давайте, соберем листья и посчитаем их. (Воспитатель разбрасывает листочки на пол, дети их собирают, считают.) (их 10).
Воспитатель: Вот вы и собрали осенние листья. Давайте с листочками станцуем вальс. (Диск «Веселые мелодии» №30)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться домой.
— Вам понравилось наше путешествие?
— Где мы сегодня побывали?
— Кого мы встретили в лесу?
— Кому помогли?
— Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, станцевали замечательно вальс и довольные вернулись в группу. Спасибо всем!
Задачи:
1. Закрепить знания о строении тела человека.
2. Развить двигательную память ребенка, научить запоминать- движения с одного показа.
3. Воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игрушки бибабо — мышонок и карандаш; фломастер, 2 листа бумаги; мячик. Запись песни «Точка, точка, запятая … » Г. Гладкова из одноименного кинофильма.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня заглянул очень любопытный мышонок. Он принес нам мячик и хочет с нами поиграть (доказывает мышонка).
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети встают в круг и поочередно пропевают фразу, называя имя ребенка, которому передают мячик: «Здравствуй, Сережа!» и т.д. Наш мышонок запомнил все ваши имена. А теперь он хочет вам рассказать историю, которая однажды с ним произошла. Итак, слушайте! Встретились однажды мышонок и карандаш (показывает карандаш). Мышонок очень любил все грызть, и захотелось ему обгрызть острый нос карандаша. Но карандаш сказал: «Мышонок, не надо об меня точить твои зубки. Ведь тогда я сломаюсь и не смогу рисовать. А я так хорошо рисую: и море, и солнце, и даже людей».
«Подумаешь! — воскликнул мышонок. — Я тоже могу нарисовать человека. (Берет Карандаш и рисует.) Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек!» (Показывает рисунок, на котором некрасиво нарисован человек.)
Карандаш очень удивился такому рисунку: «Хочешь, Я научу тебя рисовать человека красиво?». Мышонок конечно же согласился. Тогда карандаш сказал, что первым делом надо узнать, из чего состоит тело человека, и взялся рисовать маленькую девочку — Олю.
Воспитатель: Сначала карандаш нарисовал на бумаге лицо девочки, а на нем большие глаза.
Оля смотрит на кота, на картинки-сказки.
А для этого нужны нашей Оле… (глазки)
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
(авторская разработка в соответствии с методикой йогов)
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Воспитатель: Затем карандаш нарисовал на лице нос.
Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать все на свете
Знают взрослые и дети.
Дыхательные упражнения в парах
1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу.
2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и сделать медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнуть через левую ноздрю. Соотношение времени вдоха к времени выдоха 1:2. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполнить аналогичные вдохи и выдохи. Упражнение можно повторить до 15 раз (в зависимости от самочувствия детей).
3. «Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш- ш…».
4. Встать спинками, касаясь затылком затылка партнера, одну руку положить на грудь, другую — на живот. На продолжительном выдохе произносить звуки [ж], [з], [м], [н], [в].
5. «Пение лягушки».Повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква».
6. «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.
Воспитатель: Теперь мы нарисуем рот, веселый, улыбающийся.
Оля ядрышки грызет, падают скорлупки.
А для этого нужны нашей Оле … (зубки).
Гимнастика для речевого аппарата
1. Тренировка нижней челюсти. И.П. — голова прямо, подбородок в обычном положении, губы сомкнуты. 1 — челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик его у нижних резцов, губы округлой формы, зубы не обнажены. 2 — фиксируется открытое положение рта. 3 — рот закрыт. Повторить 6 раз.
2. Тренировка губных мыши («Пятачок»). И.П. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. 1 — губы собрать в «пятачок». 2 — не разжимая «пятачка», выполнять круговые движения губ вправо-вниз-влево- вверх. Повторить 3-4 раза.
3. «Почесывание». 1 — нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее. 2 — верхние зубы касаются нижней губы и легко почесывают ее. Повторить 3-4 раза.
4. Тренировка мышц языка. И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. 1 — кончик языка поднимается к верхним передним зубам. 2 — язык опускается в И.п. 3 — кончик языка поднимается к альвеолам. 4 язык в и.П. 5 — кончик языка за альвеолами. 6 — язык в и.п. Повторить 3-4 раза.
Оля слушает в лесу пение кукушки.
А для этого нужны нашей Оле … (ушки).
Воспитатель: Стал карандаш Оле ушки рисовать, а мышонок решил с нами поиграть. Сначала он почистил свои ушки.
Дети указательными пальцами массируют ушные раковины.
— Это он сделал для того, чтобы уши слышали все-все, даже самые тихие звуки. Вот теперь мы узнаем, чьи ушки лучше слышат.
Игра «Кукушка»
Дети под спокойную музыку гуляют по залу, на тихий сигнал «ку-ку» они должны замереть, хотя музыка продолжает звучать.
Карандаш раскрасил девочке две смешные косички и стал рисовать шею. А мы пока вместе с мышонком сделаем упражнения для шеи.
Гимнастика для укрепления мышц шеи «Сидит белка»
Сидит белка на тележке, (Наклоны головы вправо-влево.)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Наклоны головы вперед-назад.)
Воробью, синичке,
Мишке косолапому, (Круговое вращение головы вправо и влево.)
Заиньке усатому.
Оля ягодки берет по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Оле … (ручки).
Воспитатель: Значит, будем рисовать нашей девочке ручки.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»
Пальцы встали дружно в ряд:
Десять крупненьких ребят.
Это два — всему указки.
Все покажут без подсказки.
Пальцы — два середнячка,
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти — безымянны,
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца — коротышки,
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них,
Два больших и удалых.
Оля весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Оле… (ножки).
Воспитатель: Принялся карандаш за дело: рисует девочке туловище и ножки. А мышонок смотрит, удивляется — до чего ж красивый рисунок получается!
Комплекс общеразвивающих упражнений
Раз-два-три-четыре-пять! (И. п. — стоя, руки на поясе.)
Будем ножки укреплять. (Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню.)
На носочки поднялись,
Опустились сразу виз.
Выпад сделали веред, (Делают выпад правой ногой вперед, кладут руки на колено и делают несколько пружинящих движений.)
Подпружинили и вот
Мы назад вернулись,
Другу улыбнулись. (Возвращаются в и.п.)
Будем прыгать — прыг да скок! (Выполняют прыжки в чередовании с ходьбой по схемам)
Опускайтесь на носок.
Карандаш показывает нарисованный им портрет девочки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую девочку Оленьку нарисовал карандаш. Теперь, Мышонок, и ты попробуй нарисовать такую же. Расскажи-ка нам, что ты будешь сначала рисовать.
Мышонок показывает на рисунке разные части тела девочки, а дети их называют.
Ритмический танец «Точка, точка, запятая…».