Художественно-эстетическое развитие
Цель: Закреплять представление детей о быте и традициях народов севера.
Задачи:
- Закреплять знания детей о труде оленевода;
- Совершенствовать навыки умения изображения орнаментов народов Севера; Закреплять знания детей о геометрическом теле — конус;
- Продолжать знакомить детей со способами закручивания бумажного круга в конус;
- Развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук; Совершенствовать навыки вырезывания;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
Раздаточный: Лист бумаги белого цвета, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, дощечки. (по количеству детей).
Демонстрационный: Картина с изображением оленевода, конверт, письмо, фото девочки, образцы расписанных чумов.
Предварительная работа: разучивание стихов, физ. минутки. Рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей.
Словарная работа: чум, полог, конус, уютный, теплый.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в музей под музыку (муз. Хэйро)
Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними.
Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от девочки, которую зовут Огдо. Давайте посмотрим, что в нем.
В нём её фотография и письмо, в котором она обращается к нам с просьбой. В апреле в нашем городе будет проходить праздник, который называется «День оленевода». Это особенный праздник для жителей тундры, они будут проводить соревнования, чтоб узнать кто самый быстрый, кто самый ловкий. Огдо просит, чтоб вы ей помогли изготовить сувениры для того чтобы награждать победителей.
Давайте мы не откажем Огдо в её просьбе и сделаем для победителей сувениры.
Встают перед картиной полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите мне, кто изображен на ней? (Оленевод) А кто такие оленеводы, чем они занимаются?
Дети: Оленеводы разводят оленей.
Воспитатель: Мы с вами живем в городе, а где живут оленеводы?
Дети: В тундре.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется жилище, в котором живут оленеводы?
Дети: Чум.
Беседа о назначении чума.
Восп.: Чем чум отличается от дома?
Д: У дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет.
Восп.: А на какую геометрическое тело он похож?
Д: Конус.
Восп.: Алиса читает стих про чум
«Чум, чум, круглый дом,
побывайте в доме том,
в нём всего одна стена,
очень круглая она».
Восп.: Ребята, у нас есть волшебная мастерская, где я предлагаю для гостей нашего города, оленеводов, сделать сувениры в виде чумов.
Приглашаю всех в нашу мастерскую.
Сначала я вам расскажу, как правильно изготовить чум.
Для того чтобы сделать нам поделку, я приготовила вам вот такие волшебные круги в середине которых находится черная точка. Нам нужно сделать надрез до этой точки. Сейчас ребята посмотрите, как я буду скручивать бумагу. Я беру левый угол и сворачиваю наш круг в конус. Вот и получился чум. Но вот беда, наш чум не держится. Что же еще нужно сделать, чтоб он держался?
Дети: Склеить клеем.
Восп.: Правильно. Нужно намазать край правого надреза клеем, а левый угол свернуть в конус, аккуратно проглаживаем. Лишний клей мы аккуратно вытрем салфеточкой. Вот такой замечательный чум получился у меня. На какую фигуру похож чум? (Конус)
— Чего не хватает в чуме? Дверей. Дверь в нем особенная называется полог. Для этого на конусе надо сделать два небольших надреза.
Вот такой чум получился у меня.
Восп.: А сейчас я предлагаю вам пройти на свои места и смастерить свой чум. Но для начала, чтоб наши пальчики слушались нас, мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Вот приятели мои их как хочешь поверни….
Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, сопровождая стихом:
Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка,
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.
Восп.: Какие у вас замечательные сувениры получились. Но, посмотрите они одинаковые, белые. А чтоб наши сувениры отличались друг от друга, вы можете проявить своё творчество, фантазию, как настоящие мастера. И так как мы находимся с вами в мастерской давайте, ребята мы их украсим.
Посмотрите как можно их украсить. (на столе 2 варианта). У одного чума узор называется «Северное сияние», а у второго чума посмотрите 2 узора снизу узор «Сугроб», а сверху узор «Чум» Вы можете выбрать понравившейся вам узор. У вас на столе есть краски и кисти, вы можете приступить к украшению своих сувениров.
- Пока наши работы сохнут, мы с вами поиграем
П/И . «День – ночь»
Восп.: Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас сувениры. Как вы думаете, кому они достанутся?
Дети: Мой – самому ловкому, мой – самому быстрому…
Восп.: Ребята, какие мы молодцы, доброе дело сделали. Когда будет праздник, мы обязательно сходим на него и отдадим наши сувениры Огдо, чтобы она вручила их оленеводам.
Наше занятие окончено.
Цели: Закреплять представление о жилище северного народа. Продолжать знакомить детей со способами закручивания бумажного круга в конус; Развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук; совершенствовать навыки вырезывания; воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Материал: Круг белого цвета, ножницы, клей, краски, кисти, дощечки.
Предварительная работа: разучивание стихов, физ. минутки. Рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей.
Словарная работа: чум, полог, конус, уютный, теплый.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, скоро у нас на Таймыре будет проходить праздник, который называется «День оленевода». А кто такие оленеводы, чем они занимаются?
Дети: Оленеводы разводят оленей.
Воспитатель: А где живут оленеводы?
Дети: В тундре.
Воспитатель: Правильно ребята. К нам из тундры приедет много народу на оленьих упряжках, чтоб праздновать праздник. А кто знает, как называется жилище, в котором живут оленеводы?
Дети: Чум.
Беседа о назначении чума.
Восп.: Ребята, кто мне скажет, чем чум отличается от дома?
Д: У дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет.
Восп.: дети читаю стихи про чум
«Чум, чум, круглый дом,
побывайте в доме том,
в нём всегда одна стена,
очень круглая она».
Восп.: Ребята, я предлагаю для гостей нашего города, оленеводов, сделаем сувениры в виде чумов. Приглашаю всех в нашу мастерскую.
Сначала я вам расскажу, как правильно изготовить чум.
Для того чтобы сделать нам поделку, я приготовила вам вот такие волшебные круги в середине которых находится черная точка. Нам нужно сделать надрез до этой точки. Сейчас ребята посмотрите, как я буду скручивать бумагу. Я беру левый угол и сворачиваю наш круг в конус. Вот и получился чум. Но вот беда, наш чум не держится. Что же еще нужно сделать, чтоб он держался?
Дети: Склеить клеем.
Восп.: Правильно. Нужно намазать край правого надреза клеем, а левый угол свернуть в конус, аккуратно проглаживаем. Лишний клей мы аккуратно вытрем салфеточкой. Вот такой замечательный чум получился у меня. На какую фигуру похож чум? (Конус)
— Чего не хватает в чуме? Дверей. Дверь в нем особенная называется полог. Для этого на конусе надо сделать два небольших надреза.
Восп.: А сейчас я предлагаю вам смастерить свой чум. Но для начала, чтоб наши пальчики слушались нас, мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Первый день – вверх по речке плыл,
Второй день – окуней ловил,…
Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, сопровождая стихом:
Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка,
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.
Восп.: Какие у вас замечательные жилища получились. Но, посмотрите они одинаковые, белые. Давайте, ребята мы их украсим. У вас на столе есть краски и кисти, вы можете украсить их любым узором.
-Пока наши работы сохнут, мы с вами поиграем
Физ.мин. «У оленя дом большой»…
Восп.: Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас жилища. Давайте мы их похвалим. Какие они?
Дети: Красивые, уютные, теплые.
Восп.: Ребята, какие мы молодцы, доброе дело сделали. Когда будет праздник мы обязательно сходим на него и подарим наши сувениры оленеводам.
Цель: содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрешкой.
Задачи:
1. Обучающая: учить рисовать простейшие элементы (цветы, листочки) с помощью тычка;
2. Развивающая: развивать воображение, слуховое внимание, формировать чувство цвета, ритма. Обогащать словарь детей прилагательными (веселая, нарядная, красивая);
3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, интерес к народному творчеству.
Материал:
Наглядно – демонстративный: матрешки разных размеров, шаблоны матрешек, гуашь, тычки из капрона, салфетки.
Словарная работа: веселая, нарядная, красивая.
Предварительная работа: беседа о народных промыслах, рассматривание игрушек русских мастеров, заучивание стихов, песен, хоровода, пальчиковой гимнастики, обыгрывание в играх.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит русская народная музыка. Воспитатель в русском народном костюме вместе с детьми, одетыми в костюмы матрешек, входит в музыкальный зал. Обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.
Воспитатель:
— Сегодня у нас пойдет разговор о старинной русской народной игрушке. А какая это игрушка? Отгадайте – ка, ребятки!
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская …
Дети:
— Матрешка!
Воспитатель обращает внимание детей на матрешку, стоящую на столе. Показывает детям, рассказывает какая она.
Воспитатель:
— Матрешка имеет стройную форму, яркий наряд, красивые черные глаза, ротик бантиком, розовый румянец на щеках. А самое занятное то, в большой кукле спряталось целое дружное семейство матрешек.
— А вы хотите посмотреть?
Дети:
— Да.
Воспитатель открывает и достает шаблоны матрешек.
— Открой — увидишь чудо
Матрешенька – детеныш.
А там еще откуда?
А там опять найденыш.
Воспитатель:
— Вот тут у меня целая семейка. Они все сестрички и поэтому очень похожи. Хотя они яркие, красивые, но чего — то им не хватает.
Дети:
— Белый фартук.
Воспитатель:
— Совершенно верно фартучки белые, без узора. Хотите матрешке помочь?
Дети: — да.
Воспитатель:
— Давайте, дети, украсим белые фартучки.
Воспитатель обращает внимание на матрешек, расположенных на стене.
— Что мы видим здесь? Как украшен фартук?
Дети: — Цветами, листочками.
Воспитатель:
— Каким цветом нарисованы цветы?
Дети: — Красным.
Воспитатель:
— Вокруг цветка расположены листочки. А какого цвета листочки?
Дети: — Зеленого.
Воспитатель:
— Дети закружились, закружились и в матрешек превратились.
Пальчиковая гимнастика
Вот матрешечка проснулась
Сладко к солнцу потянулась
Воду в руки набрала
Поплескалась, расцвела
Ветру низко поклонилась
На качелях покачалась
И немножко поплясала.
Воспитатель:
— А сейчас дети проходите за столы, вас там ждут сестрички – матрешки. Посмотрите, дети, как я буду украшать фартук у своей матрешки. Мне в этом поможет волшебный тычок.
Воспитатель показывает образец.
— Находим серединку и рисуем цветок методом тыканья.
— Приступайте к работе.
Дети рисуют. Звучит русская народная музыка.
По окончании работы воспитатель, рассматривая работы, обращается к детям.
Воспитатель:
— Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у вас живут
Всех матрешками зовут.
Воспитатель обращается к детям по очереди.
— Какая у тебя матрешка?
Дети отвечают по очереди:
— Красивая, нарядная, веселая.
Воспитатель:
— Кто хочет рассказать о своей матрешке?
Дети:
— Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво!
— Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся,
Они нам очень нравятся.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята.
— Кто трудился от души, веселей давай пляши!
Танец «Мы веселые матрешки»
Итог занятия.
Воспитатель обращает внимание на детские работы.
— Каждая матрешка хороша по – своему. Они символизируют собой любовь и дружбу.
— У нас сегодня много гостей. Всегда приятно гостям дарить подарки. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Дети дарят своих матрешек, прощаются и уходят вместе с воспитателем.